Ритейл категории Luxury

Консалтинговая компания RRG исследовала сегмент дорогого ритейла в России. В поле зрения аналитиков попали 272 компании. В основном это сети монобрендовых магазинов, активно развивающиеся в Российской Федерации.

Классификация
Классификация брендов проводилась по двум направлениям: товарные группы и ценовая категория.

Эксперты выделили пять товарных групп:

  • одежда (деловая, повседневная, верхняя, нижнее белье, головные уборы);
  • обувь;
  • аксессуары и кожаная галантерея (сумки, ремни, кошельки и т. п.);
  • парфюмерия, средства по уходу за кожей;
  • ювелирные изделия, часы, бижутерия.

 
Максимальное количество компаний (71%) занимается производством обуви, чуть меньше — одежды и аксессуаров; 16% работает во всех товарных группах.
 
В ценовой категории выделяется три сегмента: Luxury, Premium и Upper Middle. К брендам категории Luxury относятся наиболее дорогие марки (как эксклюзивные, так и широко известные): Cartier, Chanel, Louis Vuitton, Prada, Rolex, Tiffany, Yves Saint Laurent и др.
 
Бренды категории Premium престижные, но менее дорогие и узнаваемые. В качестве примера можно привести Alexander McQueen, Baldinini, Cherutti, Christian Lacroix, Missoni, Nina Ricci, Trussardi и др.
 
Upper Middle — марки выше среднего уровня, доступные массовому пользователю. Это Calvin Klein, Diesel, Guess, Hugo Boss, Pierre Cardin, Swarovski и др.
 
Наименьшую долю в России (16%) занимают бренды класса Luxury, наибольшую — Premium (45%). Среднее положение (39%) — у сегмента Upper Middle.

Территориальное распределение
Компании, представляющие дорогие бренды, присутствуют во всех семи федеральных округах РФ, но зачастую свои магазины они открывают в европейской части России и, как правило, в областных центрах.
 
Наиболее широкое распространение указанный сегмент получил в Центральном федеральном округе (ЦФО), насчитывающем 527 монобрендовых магазинов. Впрочем, 513 точек расположено в Москве, а в остальных городах ЦФО рынок развит весьма слабо. Это связано с тем, что жители столицы имеют более высокие доходы и, соответственно, больший интерес к покупке товаров люксовых марок. Следующим в рейтинге идет Северо-Западный федеральный округ, в котором находится 120 магазинов: 101 магазин расположен в Санкт-Петербурге; 19 — в Калининграде. В других городах округа их нет.
 
Также дорогие бренды можно найти в десяти городах Приволжского и восьми Южного федерального округа. Меньше всего их в Дальневосточном федеральном округе (12, причем семь из них расположено во Владивостоке).
 
Наибольшая обеспеченность магазинами топовых операторов (1,42 на 100 тыс. человек) отмечена в ЦФО. На втором месте — Северо-Запад (0,89 на 100 тыс. человек).

Читайте также  Офис виртуальный, экономия реальная

Где открывают магазины?
В 62% случаев операторы, работающие в сегменте дорогого ритейла, предпочитают открывать магазины в торговых центрах. Для Центрального и Южного федеральных округов этот показатель самый высокий — 73 и 63% соответственно.
 
Основной формат торговых точек, в котором заинтересованы компании, работающие в дорогом сегменте, составляет 150–300 кв. м, при этом в ТЦ рассматриваются только наиболее удачно расположенные помещения с большим витринным фронтом, хорошей визуализацией.
 
В Уральском (УФО) и Сибирском (СФО) федеральных округах операторы, напротив, предпочитают открывать дорогие магазины в формате стрит-ритейла. Их доля в торговых коридорах УФО и СФО составляет 63 и 66% соответственно.
 
В Северо-Западном, Приволжском и Дальневосточном округах исследуемые торговые объекты распределены довольно равномерно.
 
Если говорить об отдельных ценовых категориях всего сегмента, то магазины Luxury в основном открываются в формате стрит-ритейла. Это связано с тем, что магазины данного класса расположены в Москве (80 магазинов), Санкт-Петербурге (9 магазинов) и Екатеринбурге (14 магазинов) на исторически сложившихся торговых улицах. В Москве это Столешников переулок, Третьяковский проезд, Барвиха luxury village, Кутузовский проспект и др. В Санкт-Петербурге — Невский проспект, Большая Конюшенная улица. В Екатеринбурге — улицы Сакко и Ванцетти, Розы Люксембург, Луначарского.
 
В сегменте Premium по количеству магазинов лидирует ЦФО. За ним следуют Северо-Западный (46 магазинов), Приволжский (36 магазинов) и Уральский (33 магазина) федеральные округа.
 
Что касается класса Upper Middle, то наибольшее число магазинов в данном сегменте, не считая ЦФО, работает в Северо-Западном (65 магазинов), Южном (58 магазинов) и Приволжском (56 магазинов) федеральных округах.

Основные игроки
Большая часть европейских операторов, открывающих монобрендовые магазины, уже представлена в России. Что касается американских, то в основной массе они предпочитают развиваться в США, и лишь некоторые выходят на европейский и российский рынки. Примерами последних являются Jimmy Choo, Manolo Blahnik, DKNY и др.
 
Одна из ведущих ныне компаний на рынке дорогих товаров в России — компания Bosco di Ciliegi, основанная в 1991 г. Она развивает такие бренды, как Barbara Bui, Iceberg, Jean Paul Gaultier, Kenzo, La Perla, Max Mara, Moschino, Pollini. В основном это класс Premium. Bosco di Ciliegi открывает магазины в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Екатеринбурге, то есть в городах, где отмечена наибольшая прослойка населения, обладающего высокими доходами. Именно эти люди и могут себе позволить делать покупки в данном сегменте. В Москве компании принадлежит один из знаковых объектов по продаже люксовых товаров — торговый центр ГУМ.
 
Чуть позднее, в 1994 г., была основана компания Mercury, занимающаяся развитием наибольшего числа марок Luxury, таких как Brioni, Chanel, Prada, Tiffany & Co, Valentino, Yves Saint Laurent и др. Крупными игроками также являются «Джамилько», «Крокус», No One, Fashion Continent.

Читайте также  Найти склад: к 2011 году ожидается дефицит помещений

Кризисные изменения
В связи с кризисом большинство операторов приостановили свое развитие и рассматривают только уже действующие проекты в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге. Падение спроса на продукцию в 2009 г. составило в среднем 15–20% (в рублях), что при росте курса доллара и евро привело к его падению на 40–45% в валюте. Это спровоцировало изменение ценовой политики дорогих магазинов: скидки в сезон распродаж доходили до 70%, что позволило многим ритейлерам практически сохранить обороты. Цены в этот период были сопоставимы с ценами на аналогичную продукцию в Европе. Между тем многие потребители люксовых товаров по-прежнему предпочитают покупать их за границей.
 
Сложности с развитием дорогого сегмента (особенно в регионах) аналитики связывают с высоким объемом инвестиций в открытие магазина и недоступностью дешевого финансирования — 12–15 тыс. евро на 1 кв. м площади. Кроме того, ощутимы затраты и на покупку коллекций, заказ и предоплата которых происходит за семь-восемь месяцев до момента поставки. При этом срок окупаемости магазина составляет пять — семь лет.
 
Данная ситуация привела к тому, что в 2009 г. в Москве были закрыты все магазины Diesel, от франшизы которой отказалась компания «Винтаж Технолоджи». Та же участь постигла магазины Stella McCartney и Alexander McQueen в Москве на Кузнецком Мосту, открытые в 2007 г. Перечисленные бренды в Москве развивала компания Arts Group.
 
Наряду с этим в 2009 г. был открыт ряд магазинов других брендов высокого класса: в марте в ГУМе компания Bosco di Ciliegi презентовала обувные магазины Сasadei, Cesare Paciotti и Alberto Guardiani, мультибрендовый магазин белья Estelle A-Store, где представлены такие марки, как Sonia Rykiel, Richmond, Myla, Caprise de Marie, Lise Charmel и др. Компания Nо One осенью 2009 г. открыла бутик Giuseppe Zanotti на Малой Бронной, 24.
 
Дальнейшее развитие люксовых брендов на российском рынке будет зависеть от экономической ситуации в целом. При условии постепенного выхода из кризиса можно прогнозировать рост покупательской способности, а значит, и спроса на более дорогие товары, вследствие чего заинтересованность люксовых операторов в работе в России, вероятнее всего, повысится.